Bayer намерен повысить эффективность и вернуть себе стратегическую гибкость к 2026 году. Скорректированный прогноз на 2023 год выполнен
- Билл Андерсон: «Bayer планирует усилить портфель проектов дивизиона Pharmaceuticals, урегулировать судебные споры, снизить задолженность и внести существенные изменения в операционную деятельность».
- Модель Dynamic Shared Ownership обеспечит рост компании благодаря клиентоориентированности и скорости создания инноваций, а также ежегодной экономии 2 млрд евро начиная с 2026 года.
- Сохраняется возможность структурных изменений, однако «не в настоящий момент».
- Отчетный 2023 год: продажи концерна составили 47,637 млрд евро (-1,2% с учетом колебаний курсов валют, приобретения и продажи активов), отрицательное влияние курсовой разницы привело к потере около 2 млрд евро.
- Показатель EBITDA (до учета особых статей) снизился до 11,706 млрд евро (-13,4%).
- Основной доход на акцию составил 6,39 евро (-19,5%).
- Объем свободных денежных средств составил 1,311 млрд евро, чистая финансовая задолженность выросла до отметки 34,498 млрд евро.
- Прогноз на 2024 год: продажи останутся примерно на уровне предыдущего года (с учетом колебаний курсов валют, приобретения и продажи активов), показатель EBITDA (до учета особых статей) и основной доход на акцию снизятся на фоне валютных колебаний.
Леверкузен/Лондон, 5 марта 2024 года Bayer выполнил скорректированный прогноз на 2023 год. В своем выступлении на финансовой пресс-конференции во вторник в Лондоне генеральный директор Билл Андерсон оценил ситуацию в компании и заглянул в будущее. «Наша медико-биологическая компания, включающая три устойчивых дивизиона, демонстрирует высокую эффективность и нацелена на реализацию своей миссии. Однако перед ней стоят четыре вызова, которые мы обязаны преодолеть как можно скорее», – прокомментировал Андерсон, отметив потерю эксклюзивных патентов и новых разработок в дивизионе Pharmaceuticals, судебные споры в США, высокие уровни корпоративной задолженности и бюрократию в системе управления, препятствующие развитию компании.
«В ближайшие 24–36 месяцев компания направит все свои силы и внимание на создание сильного портфеля лекарственных препаратов в дивизионе Pharmaceuticals, урегулирование судебных споров, снижение задолженности и дальнейшее внедрение новой операционной модели Dynamic Shared Ownership (DSO) с целью повысить эффективность работы», – сказал Андерсон. Модель DSO позволит сократить количество иерархических уровней, сократить бюрократические издержки, оптимизировать структуры и значительно ускорить принятие решений. Как пояснил Андерсон, компания полностью сфокусируется на своих клиентах и продуктах, а деятельность дивизионов станет более экономически эффективной по сравнению с их конкурентами. Согласно утверждению Андерсона, такие меры позволят экономить 2 млрд евро ежегодных административных расходов начиная с 2026 года, однако снижение издержек является лишь одним из решений. В конечном счете программа DSO должна стимулировать рост компании, приблизить ее к клиенту и ускорить создание инновации, например, усилив портфель препаратов дивизиона Pharmaceuticals. Кроме того, она даст возможность дивизиону Crop Science укрепить свои лидирующие позиции в сельском хозяйстве путем создания нового поколения инноваций, включая вывод на рынок 10 прорывных продуктов в течение ближайших 10 лет. Дивизион Consumer Health также сможет опередить конкурентов благодаря своим брендам-лидерам.
Для снижения судебных рисков и связанной с ними неопределенности компания изменит свою стратегию и планирует задействовать новые подходы как в зале суда, так и за его пределами. Bayer также намерен решить проблемы, связанные с задолженностью. Компания собирается достигнуть рейтинга A за счет прибыльного роста, а также планового изменения своей дивидендной политики. Концерн внес предложение о выплате минимальной суммы дивидендов, предусмотренной законом, в ближайшие три года, о чем было объявлено ранее.
Отвечая на вопрос о корпоративной структуре и возможном разделении концерна, Андерсон сказал: «Наш ответ – “сейчас нет”, однако это не значит “никогда”». «Разумеется, мы открыты для новых идей», – добавил он. Учитывая, что у компании осталось ограниченное пространство для маневра, «наша главная задача – справиться с трудностями, стимулировать эффективность и обеспечить стратегическую гибкость. Мы уверены, что этот подход является наилучшим для Bayer».
2023 год: падение продаж и доходности, скорректированный прогноз выполнен
Оценивая результаты компании в 2023 году, финансовый директор Вольфганг Никль отметил: «Мы выполнили пересмотренный прогноз по всем ключевым финансовым показателям». Продажи концерна составили 47,637 млрд евро, снизившись на 1,2% (с учетом колебаний курсов валют, приобретения и продажи активов). Показатель EBITDA (до учета особых статей) упал на 13,4% – до 11,706 млрд евро. Это значение включило отрицательную курсовую разницу в размере 375 млн евро (2022 г.: положительная курсовая разница в размере 429 млн евро). Из-за более низких целевых показателей расходы по общекорпоративной программе краткосрочного премирования сотрудников в целом сократились во всех дивизионах примерно на 1 млрд евро. Кроме того, расходы по программе долгосрочного премирования сотрудников снизились приблизительно на 0,4 млрд евро по сравнению с предыдущим годом. Рентабельность по EBITDA (до учета особых статей) составила 24,6%, снизившись на 2,0 процентных пункта по сравнению с предыдущим годом. Показатель EBIT составил 612 млн евро (2022 г.: 7,012 млрд евро) после учета чистых дополнительных расходов в размере 6,977 млрд евро (2022 год: 2,245 млрд евро). Дополнительные расходы были в основном вызваны убытками от обесценения, относящимися главным образом к дивизиону Crop Science. Чистая прибыль снизилась на 2,941 млрд евро (2022 г.: +4,150 млрд евро). Чистый доход на акцию уменьшился на 19,5% – до 6,39 евро.
Объем свободных денежных средств сократился на 57,9% – до 1,311 млрд евро. По состоянию на 31 декабря чистая финансовая задолженность выросла на 8,5% – до 34,498 млрд евро по сравнению с концом 2022 года. Поступления от операционной деятельности и положительное влияние курсовой разницы не смогли полностью компенсировать отток наличности для выплаты дивидендов и урегулирования судебных споров в США.
Дивизион Crop Science зафиксировал значительное падение продаж и доходности на фоне очень высоких показателей в прошлом году, главным образом из-за снижения цен на глифосат
Несмотря на повышение прибыли в регионе Европа / Ближний Восток / Африка и Азиатско-Тихоокеанском регионе, общий объем продаж сельскохозяйственного бизнеса концерна Bayer (дивизиона Crop Science) сократился на 3,7% (с учетом колебаний курсов валют, приобретения и продажи активов) – до 23,270 млрд евро.
Показатель EBITDA (до учета особых статей) в дивизионе Crop Science снизился на 26,6% – до 5,038 млрд евро, что было главным образом обусловлено значительным снижением цен на глифосатосодержащую продукцию. Падение доходов также объяснялось повышением себестоимости продукции, в основном связанным с высокой инфляцией. В то же время была зафиксирована положительная курсовая разница в размере 103 млн евро (2022 г.: 284 млн евро). Рентабельность по EBITDA (до учета особых статей) уменьшилась на 5,6 процентных пункта, до отметки 21,7%.
Дивизион Pharmaceuticals продемонстрировал стабильный показатель продаж (с учетом колебаний курсов валют, приобретения и продажи активов) и снижение доходности
Продажи рецептурных препаратов (дивизион Pharmaceuticals) остались на уровне предыдущего года и составили 18,081 млрд евро (-0,4% с учетом колебаний курсов валют, приобретения и продажи активов).
Показатель EBITDA (до учета особых статей) в дивизионе Pharmaceuticals снизился на 11,6% – до 5,189 млрд евро. Также была зафиксирована отрицательная курсовая разница в размере 221 млн евро (2022 г.: положительная курсовая разница в размере 9 млн евро). Рентабельность по EBITDA (до учета особых статей) снизилась на 1,8 процентных пункта – до 28,7%.
Дивизион Consumer Health продолжает демонстрировать положительные финансовые результаты
Продажи безрецептурных препаратов (дивизион Consumer Health) увеличились на 6,3% (с учетом колебаний курсов валют, приобретения и продажи активов) – до 6,027 млрд евро по сравнению с высокими результатами прошлого года.
Показатель EBITDA (до учета особых статей) в дивизионе Consumer Health увеличился на 3,2% – до 1,411 млрд евро, в то время как рентабельность по EBITDA (до учета особых статей) выросла на 0,9 процентных пункта – до 23,4%. Рост обусловлен реализацией многолетней программы по повышению эффективности дивизиона, успешным регулированием цен и устойчивым ростом продаж, что в значительной мере компенсирует стабильное повышение расходов вследствие инфляции, увеличение инвестиций в маркетинг инновационной продукции и негативное влияние курсовой разницы в размере 133 млн евро (2022 г.: положительная курсовая разница в размере 85 млн евро).
Прогноз: снижение доходности и повышение объема свободных денежных средств
С учетом колебаний курсов валют (т.е. исходя из среднемесячных валютных курсов в 2023 году) Bayer рассчитывает достигнуть показателя продаж в размере 47-49 млрд евро в 2024 году. Компания ожидает, что EBITDA (до учета особых статей) составит 10,7–11,3 млрд евро с учетом колебаний курсов валют. Она прогнозирует основной доход на акцию в размере 5,10–5,50 евро (с учетом колебаний курсов валют) и объем свободных денежных средств в размере 2–3 млрд евро (с учетом колебаний курсов валют). Также ожидается, что в конце 2024 года чистая финансовая задолженность составит 32,5–33,5 млрд евро (с учетом колебаний курсов валют).
В отношении дивизионов Bayer ожидает роста продаж (с учетом колебаний курсов валют, приобретения и продажи активов) в диапазоне от -1 до +3% в дивизионе Crop Science, от -4 до 0% в дивизионе Pharmaceuticals и от +3 до +6% в дивизионе Consumer Health. Компания также рассчитывает, что рентабельность по EBITDA до учета специальных статей (с учетом колебаний курсов валют) составит 20–22% в дивизионе Crop Science, 26–29% в дивизионе Pharmaceuticals и 23–24% в дивизионе Consumer Health.
Bayer также подготовил свои рекомендации исходя из валютного курса по состоянию на 31 декабря 2023 года. Отличия от вышеуказанного прогноза, учитывающего колебания курсов валют, заключаются в следующем: продажи концерна ожидаются на уровне 46–48 млрд евро, в то время основной доход на акцию прогнозируется на уровне 4,95–5,35 евро.
Серьезный успех в достижении целей устойчивого развития
Bayer продолжает реализацию своей стратегии устойчивого развития в 2023 году. Компания снова добилась значительного прогресса в достижении своих целей на 2030 год не только с точки зрения снижения влияния своей деятельности на окружающую среду, но и в части своих обязательств по продвижению ответственного самолечения, обеспечения доступа к контрацепции и поддержания мелких фермерских хозяйств в странах с низким и средним доходом. В марте Bayer представил новую стратегию водопотребления на Конференции ООН по водным ресурсам в Нью-Йорке, которая позволит преодолеть последствия глобального водного кризиса.
Полная версия пресс-релиза доступна по ссылке