Крест Bayer
Крест Bayer – нечто большее, чем просто логотип, он является важнейшим элементом имиджа компании и знаком мирового качества продукции и услуг концерна Bayer.
Крест Bayer – символ концерна Bayer, основанного более 150 лет назад, – является одним из самых известных товарных знаков в мире. Он был зарегистрирован в патентном реестре более 110 лет назад, 6 января 1904 г. Изначально крест был зарегистрирован в целях использования для «лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного применения, дезинфицирующих средств, консервантов, анилиновых красителей и красящих химических препаратов, а также в целях фотографирования». С 1914 г. он также использовался для средств защиты растений, выпускаемых компанией.
Доподлинно неизвестно, кто придумал крест Bayer, поскольку в архивах компании содержатся две различные версии его происхождения. Одна из них приписывает исходный замысел Хансу Шнайдеру, который работал в научном отделе компании в г. Эльберфельд, Германия. Как вспоминает один из свидетелей событий: «Это произошло в 1900 г. Когда я обсуждал с ним [Хансом Шнайдером] что-то, он написал слово Bayer заглавными буквами на листке бумаги – сначала горизонтально, а затем вертикально. В результате появился крест Bayer. Он вырвал страницу из своей записной книжки, извинился и отнес набросок руководству, которому очень понравилась его идея».
Вторая версия называет д-ра Швайцера «изобретателем» креста Bayer. Швайцер работал в нью-йоркском офисе Bayer в 1890-е годы. Его задачей было заинтересовать американских врачей в продукции из Германии. По всей видимости, длинное название, закрепленное за компанией в то время, – Farbenfabriken vormals Friedr. Bayer & Co., Elberfeld – значительно затрудняло коммуникацию, так что Швайцер разработал запоминающуюся корпоративную печать в форме креста, которая впоследствии стала широко известна. Крест также получил одобрение в штаб-квартире компании в г. Эльберфельд.
Крест сменил льва
Кто бы ни придумал исходную идею, новый логотип быстро получил признание по всему миру и в конечном итоге заменил оригинальный товарный знак Bayer со львом. Этот предшественник креста Bayer связан с историей компании. Когда компания получила свой первый немецкий патент на кроцеиновую кислоту в 1863 г., ей потребовался товарный знак как символ качества и уникальный идентификатор. Она выбрала геральдический герб на основе гербового щита г. Эльберфельд, где находилась ее штаб-квартира в тот момент: двухвостый лев, держащий решетку, на которой был предан мученической смерти покровитель города святой Лаврентий. Через несколько лет к логотипу были добавлены шлем и дополнительные украшения. Он был снова изменен в 1895 г. и предстал в виде крылатого льва, держащего кадуцей и стоящего на земном шаре.
В первые годы после регистрации новый товарный знак – крест Bayer –использовался наряду с символом льва и названием компании в Европе, в то время как в офисах концерна Bayer за пределами Германии использовалась только новая эмблема на всех документах и упаковках. С течением времени она также заменила льва в качестве товарного знака Bayer в Европе.
Важной вехой в росте популярности логотипа и удачным маркетинговым ходом стало решение нанести новый логотип на таблетки, в особенности препарата Aspirin™. Начиная с 1910 г. он защищал фармацевтическую продукцию компании от подделок и вскоре стал известен потребителям как символ высшего качества.
Новое изображение
Товарный знак Bayer обновлялся несколько раз с момента его создания в 1904 г. В 2002 г. он был представлен в новом образе. Это была первая цветная версия креста Bayer, выполненная в корпоративных цветах – голубом и зеленом, которая должна была символизировать современный и оригинальный имидж Bayer.
После изменения в 2010 г. крест Bayer был слегка модифицирован в 2017 г. Благодаря такому графическому преобразованию он был полностью адаптирован к цифровой эре. Из-за отсутствия серьезных изменений основные различия заключались в деталях. Из круга были удалены цветные градиенты, а также изменены цвета. Это облегчило использование логотипа в электронных СМИ и придало товарному знаку более современный и актуальный вид.
После включения 2 200 ламп технологическая сенсация приобрела завершенный вид: 20 февраля 1933 года был введен в эксплуатацию первый крест Bayer. Его диаметр составил 72 метра, что позволило ему стать «крупнейшей освещенной рекламой в мире» (по утверждению газеты Bergische Post).
Карл Дуйсберг, занимавший в то время пост председателя правления Bayer, сказал на церемонии открытия: «Подобно тому, как Южный Крест служит навигационным ориентиром для моряков, этот «западный крест» будет освещать сердце немецкой промышленности как символ доверия». Однако крест Bayer светил только шесть лет. За день до начала Второй мировой войны он был отключен с целью соблюдения правил затемнения. Прошло еще 20 лет, прежде чем второй крест Bayer установил новые стандарты.
2 сентября 1958 года был торжественно открыт второй крест Bayer. Он был воздвигнут на новом месте, поскольку старый крест после войны был демонтирован, и на его месте были сооружены производственные объекты. В нескольких сотнях метров от прежнего местонахождения креста была возведена совершенно новая конструкция.
Новый освещенный крест Bayer уступает своему предшественнику в размерах. Его диаметр составляет лишь 51 метр вместо 72. Гигантский каркас поддерживается 120-метровыми стальными опорами. В 1958 году 1 710 ламп в конструкции с общей выходной мощностью 65 000 ватт позволяли видеть отдельные буквы с расстояния в пять километров.
В конце 2009 года крест Bayer стали освещать новые лампы: 1 710 обычных 40-ваттных ламп были выведены из эксплуатации и заменены инновационными светоизлучающими диодами (LED — light-emitting diodes). Они обеспечивают энергосбережение более чем на 80%, дополняя множество иных инициатив в рамках климатической программы Bayer. Новые светоизлучающие диоды наполнены белым маслом, они устойчивы к изменениям погодных условий и не загрязняют окружающую среду. Штыковая оправа надежно удерживает осветительные приборы на постоянно качающемся кабеле.
Сегодня крест Bayer по-прежнему является отличным ориентиром в ночном небе Леверкузена, за исключением ежегодных периодов весной и осенью, когда освещение выключается с 10 часов вечера до 4 часов утра. Причина проста: не мешать возвращению перелетных птиц к местам гнездования и не дезориентировать их светом.
Благодаря этой графической эволюции он стал ярче и современнее, но вместе с тем подчеркивает историческое наследие бренда. Смотрите видео о том, как менялся символ компании с момента создания и до сегодняшнего дня.
Крест Bayer, как и сама компания, представлен не только в Германии, но и во всем мире. Например, еще в 1934 году компания Bayer установила большой освещенный крест над входом в Суэцкий канал. Диаметр креста составлял 20 метров. Хотя этого рекламного знака в Порт-Саиде больше нет, идея закрепления образа креста Bayer в сознании людей выдержала испытание временем. На сегодняшний день существует более 47 крупных освещенных рекламных площадок с логотипом Bayer, включая такие стационарные объекты, как скульптуры, вращающиеся кресты Bayer и крупные надписи на наружных фасадах зданий. Первый крест Bayer за пределами Германии был сооружен в Барселоне. Сегодня компания аналогичным образом представлена в Шанхае (диаметр креста: 11 метров).
Версальский мирный договор, подписанный в 1919 году между Германией и союзными державами и официально завершивший Первую мировую войну, положил конец планам успешного расширения компании. Зарубежные активы Bayer были конфискованы вместе с патентными правами и правами на товарные знаки, включая логотип Bayer и препарат Aspirin™, являющийся критически важным продуктом. В это время Управление по распоряжению собственностью иностранных граждан продало немецкие патенты в сфере химической промышленности всего за 250 000 долларов США, что было тяжелым ударом для «Farbenfabriken». Помимо прочего это означало, что в Соединенных Штатах наименование Bayer стало принадлежать не компании Bayer, а компании «Sterling Drug». Лишь в 1994 году Bayer вернула себе право на использование наименования и логотипа компании в Соединенных Штатах путем приобретения североамериканской компании «Sterling Winthrop», производившей безрецептурные лекарственные препараты. Однако спустя 74 года цены значительно выросли: Bayer заплатила 1 миллиард долларов за право использования единого корпоративного логотипа во всем мире.